Утверждено Приказом по МБОУ «Бортойская СОШ» 26.08.2021 года № 47 Принято на Педагогическом совете (Протокол от 25.08.2021 года № 1) Согласовано Управляющим Советом (Протокол от 25.08.2021 года № 1) Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ МБОУ «Бортойская СОШ» Бортой 2021 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МБОУ «Бортойская СОШ» является малокомплектной школой. Расположена в сельской местности, на территории которой функционируют детский сад, врачебная амбулатория, сельский Дом культуры. Население составляет 251 человек. Контингент детей на 2021-2022 учебный год составляет 29 учащихся. Класс-комплектов всего 6. Национальный состав этнически однороден, все учащиеся являются бурятами. Педагогический коллектив состоит из 10 педагогов. МБОУ «Бортойская СОШ» (далее школа) имеет сформировавшийся принципы и традиции воспитательной работы. В центре программы воспитания школы находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС, формирование у них системных знаний о различных аспектах России и мира. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у учащихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Процесс воспитания в школе основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся: неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности обучающегося при нахождении в образовательной организации; ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников; реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся; системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников; 2 важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность; педагогические работники школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. 3 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания – личностное развитие школьников, проявляющееся: в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); оказать своевременную психолого - педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации. способствовать формированию у детей и подростков "здоровых" моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала; в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка. Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач: реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; вовлекать школьников в кружки, секции, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности; использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 4 инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций; организовывать в школе волонтерскую деятельность и привлекать к ней школьников для освоения ими новых видов социально значимой деятельности; организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; организовывать профориентационную работу со школьниками; развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности; организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела – это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Вне образовательной организации: социальные обучающимися и экологической, проекты – ежегодные педагогическими патриотической, совместно работниками трудовой разрабатываемые комплексы и реализуемые дел (благотворительной, направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума; участие во всероссийских акциях, и международным событиям. 5 посвященных значимым отечественным На уровне образовательной организации: Для этого в школе используются следующие формы работы: - Проект «Ратные страницы истории» - это ежегодный совместно разрабатываемый и реализуемый школьниками и педагогами комплекс дел патриотической направленности, ориентированный на приобщение к истории своей страны, малой родины, своей семьи (реконструкции исторических событий, ежегодная акция «Победный май», научно- практические конференции «Моѐ село – моя гордость», «Наши семейные традиции», «История школы – наша история» и т.п.) - «День здоровья» - проводится в начале учебного года как однодневный поход всей школы. - День открытых дверей –открытые уроки и занятия, на которые приглашаются родители учащихся. - Общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы («День Знаний», «Новогоднее представление», «Празднование Белого месяца»; «День матери», «Международный женский день», «День защитников Отечества», «Последний звонок»); - «Посвящение в первоклассники», торжественная церемония, организуемая в сотрудничестве первого и пятого классов. Проводится в сентябре как фестиваль юных талантов. Каждый первоклассник готовит своѐ выступление, показывает то, что он умеет. Позволяет ребенку получить опыт публичного выступления, ощутить радость от принадлежности к школьному сообществу; - церемония награждения по итогам года школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. На уровне классов: - выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; - участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; - проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела. На уровне обучающихся: - вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела школы - в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, 6 декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных - за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.; - индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; - наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми; - при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для обучающегося, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. Модуль «Классное руководство и наставничество» Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями. Работа с классом: инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационно й направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями. выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы 7 и правила общения, которым они должны следовать в школе. Индивидуальная работа с учащимися: изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями. поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора професси и, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.). индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения. коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса. Работа с учителями, преподающими в классе: регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися; привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками; организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспит ания и обучения их детей; привлечение членов семей школьников к организации и проведению делкласса. 8 Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования преимущественно осуществляется через: вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов деятельности. Общеинтеллектуальная деятельность. Курсы внеурочной деятельности: – «Волшебная математика» (1-4 кл), «Занимательная математика» (5-8 кл) – ориентирована на расширение математического кругозора и эрудиции учащихся. – «Алтан жаса» - направлена на сохранение и развитие бурятского языка. – «Финансовая грамотность» - ориентирована на повышение финансовой грамотности у учащихся. – «Занимательная история» - ориентирована на изучение и расширение исторических знаний учащихся. Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых: - Волейбол - Вольная борьба Общекультурная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитания у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду. - «Хурубша» (1-8 кл) – занятия в мастерских с наставниками, народными мастерами, 9 умельцами. Духовно-нравственная деятельность. Курсы внеурочной деятельности направлены на развитие высоко-нравственного, творческого, компетентного гражданина России. – «В мире книг» (1-4 кл) – ориентирована на развитие читательских умений и интереса к чтению книг – «В мире интересного» (5-8 кл) – ориентирована на формирование и развитие экологических знаний. Модуль «Школьный урок» Деятельность педагогов по реализации воспитательного потенциала урока основывается на учете возрастных особенностей учащихся и единых приоритетах программы воспитания школы. Реализуется через: использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующихтекстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. На уроках организуются различные диспуты и дискуссии для обмена мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Основными формами являются проведение интегрированных уроков, объединенных единой воспитательной или культурологической ценностью, уроков в формате деловых игр, направленных на формирование нравственных ценностей; побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках 10 реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Модуль «Самоуправление» Поддержка самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни самоуправление в школе осуществляется следующим образом: На уровне школы: Ученическое самоуправление в школе представлено в виде «Школьного самоуправления». Возглавляет «Школьное самоуправление» Президент, избираемый на основе всеобщего прямого тайного голосования учащихся 5-11-х классов и педагогического коллектива школы. Президент «Школьного самоуправления» вместе с министрами (образования, культуры, труда и спорта) один раза в четверть собираются для обсуждения и анализ сделанных за истекший период дел и обсуждаются предложения как, в какой форме проводить запланированные на следующий этап мероприятия, корректируется время, ответственные и пр. На уровне классов: Через деятельность выбранных по инициативе обучающихся класса лидеров, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и 6 классных руководителей, другие узнают о предстоящих мероприятиях, могут скорректировать работу в своѐм классе. На индивидуальном уровне: - через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; - через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п. 11 Модуль «Детские общественные объединения» На базе нашей школы действует детские общественные объединения: – Юный инспектор движения (ЮИД)-это творческое объединение школьников, которое помогает школе в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, пропагандирует правила дорожного движения (безопасного поведения на улицах и дорогах) среди учащихся своей школы. Формы работы в детских общественных объединениях можно объединить в три группы по признаку включенности детей и подростков в реальные социально значимые отношения. Прежде всего это реальные социально-значимые дела. Их отличает возможность достижения определенного результата, полезного как для самих детей, так и для окружающих. Примером таких дел могут быть ученические бригады, организация экспедиций, мероприятия по защите природы, милосердные акции и т.п. Вторая группа - имитационные игры, т.е. игры, которые в большей степени имитируют реальные социальные отношения. Третья группа – это формы досуговой деятельности детей, которые также способствуют социализации детей, но не преследуют цели достижения реального результата и не имитируют его. Таким образом, детские и подростковые организации, с одной стороны, обеспечивают реализацию интересов и потребностей детей, с другой, способствуют формированию у них готовности к реализации социальных функций в обществе. Модуль «Волонтерство» Волонтерство- это участие школьников в общественно- полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство может быть событийным и повседневным. Событийное волонтерство предполагает участие школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, проводятся на уровне района, города, страны. Повседневное волонтерство предполагает постоянную деятельность школьников, направленную на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам такие качества как внимание, заботу и уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать. Организация курсов волонтерства. На внешкольном уровне: – помощь пожилым, ветеранам тыла, одиноким; – акция «Помоги собраться в школу». На школьном уровне: – помощь школьному самоуправлению (при проведении мероприятий). 12 – организация и участие в акции по благоустройству села. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающемуся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках летнего выездного палаточного лагеря «Улхансаг», ориентированного на организацию активного отдыха обучающихся, обучение навыкам выживания в дикой природе, закаливание (программа лагеря может включать мини-походы, марш-броски, квесты, игры, соревнования, конкурсы). Модуль «Профориентация» Совместная по направлению деятельность «профориентация» педагогических включает в работников себя и профессиональное обучающихся просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагогический работник актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: – профессиональное просвещение школьников реализуется через посещение старшеклассниками профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах. – участие во всероссийском профориентационном проекте «Билет в будущее»; – индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими про фессии. 13 Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: 1. Индивидуальные формы. Посещение семьи на дому. Учитель, посещающий дом ученика, выясняет условия домашнего воспитания, а именно, семейный климат, особенности взаимоотношения внутри семьи, позицию родителей по вопросам воспитания. Домашние посещения позволяют лично контактировать с конкретной семьей и правильно выбрать направление и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Без дополнительных сведений сложно оказать ученику должную поддержку. Воспитатель должен руководствоваться следующими правилами при общении с семьей: Проявлять чувство такта в разговоре с родителями; Начинать разговор с позитивных моментов; Четко обрисовывать проблемы учебно-воспитательного процесса; Давать родителям ненавязчивые советы; Вести беседу в присутствии ученика; Не предъявлять претензии родителям; Любым способом подчеркивать собственный интерес в воспитании и обучении ребенка. Приглашение в школу. Родителей приглашают в школу, когда хотят поделиться радостной новостью по отношению к ребенку. К примеру, по поводу успешного овладения учебным материалом, который ранее вызывал трудности. Также уместно пригласить родителей в школу для того, чтобы попросить помочь подготовить костюм ребенку или выучить театральную постановку. Приглашать родителей, чтобы пожаловаться на неудовлетворительное поведение или плохую успеваемость, лучше не надо. Ведь негативное восприятие школы зачастую формирует и плохое отношение к ней. Консультации проводят индивидуально по мере необходимости, чаще даже по просьбе самих родственников. В беседе можно обсуждать самые разнообразные вопросы относительно ребенка (здоровье, хобби, особенности поведения, способности к тому или иному предмету, черты характера и т.д.). Консультации позволяют разрешить многие противоречия, принести пользу не только родителям и ребенку, а также и самому педагогу. 14 Переписка. Такая форма общения с родителями используется достаточно часто. Как правило, переписка подходит для связи с родителями, которые по различным обстоятельствам не имеют возможности лично посещать учебное заведение (далекое расстояние, проблемы со здоровьем, плотный график и пр.). С развитием информационных технологий для общения учителей и родителей широко используется мобильная связь, соцсети, форумы. 2. Групповые формы. Родительские лектории. В задачи лектория могут входить: Знакомство родителей с системой коррекционно-воспитательной деятельности в школе; Практические рекомендации по воспитанию ребенка и др. Запланированная и целенаправленная работа дает возможность для родителей лучше узнавать индивидуальные и психофизические особенности ребенка, установить причины отклонения от норм поведения, найти правильный подход в решении педагогических задач, используя верный метод и форму воспитания. Тематические консультации. Данную форму общения рекомендуется проводить раз в четверть для всех желающих родителей. Организацией тематической консультации занимается школа, а проведение ложится на плечи экспертов: социологов, психологов, медицинских работников, милиционеров и др. Это круг людей, которые могут подобрать оптимальное решение проблемы. Классные мероприятия проводят на протяжении целого учебного года в классе и по традиции приурочивают к разным событиям: Дням Рождения, календарным праздникам, чаепитиям. Это сближает родителей между собой, а также налаживает контакт между родителями и учителями. Родительское собрание. Родительское собрание представляет собой универсальную и наиболее известную форму взаимодействия семей учеников со школой. На собраниях обсуждаются проблемы жизнедеятельности класса, родительского комитета и класса в целом. По назначению собрания могут быть: Организационными; Аналитическими; Итоговыми; Комбинированными. Родительское собрание включает 6 неотъемлемых элементов: 1. Анализ работы школы с семьей; 15 2. Советы учителей; 3. Ознакомление родителей с психологическим климатом класса (взаимоотношения, внешний вид и пр.); 4. Психолого-педагогическое просвещение родителей в рамках конкретной темы; 5. Организационные вопросы (экскурсии, классные мероприятия, покупка учебных материалов и т.д.); 6. Рефлексия (оценка значимости, актуальности и полезности). Родительский комитет. Он подготавливает предложения по поддержке семей в воспитании детей, оказывает помощь в организации разнообразных внеклассных мероприятий, решает ряд прочих проблем касательно обучения и воспитания детей. Таким образом, все индивидуальные и групповые формы работы с семьями обеспечивают взаимодействие родителей со школой, увеличивая эффективность образовательного и воспитательного процесса. 4. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Анализ воспитательного процесса осуществляется ежегодно экспертной комиссией, состоящей учителей из - директора предметников, школы, заместителя представителей по учебно-воспитательной родительского комитета, работе, представителей управляющего совета. Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ воспитательного процесса в школе, являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими 16 социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей. Основными направлениями анализа, организуемого в школе воспитательного процесса, являются следующие: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников (мониторинг уровня воспитанности и социализированности учащихся, сформированности коммуникативных умений, удовлетворенность воспитанников жизнью в школе, социально- психологическая самоаттестация классного коллектива) 2. Мониторинг воспитательной деятельности педагогов (анкетирование педагогов, беседы и наблюдение); 3. Эффективность управления воспитательным процессом в образовательной организации; 4. Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной организации. Среди воспитанников школы проводится диагностика уровня воспитанности и социализированности с минимальной периодичностью один раз в полугодие. В программу мониторинга входит минимум социально значимых, общественных и человеческих качеств. Адаптированные показатели качества воспитательной системы в школе: 1. Социальный рейтинг образовательного учреждения на селе и в районе. 2. Степень удовлетворенности родителей качеством образовательных, воспитательных и социальных услуг. 3. Включенность личности учащегося в социокультурное пространство, в общественный разноуровневый процесс. 4. Включенность родителей в образовательный и воспитательный процессы. 5. Включенность социальных партнеров школы в воспитательный процесс. 6. Системная ориентированность содержания учебно-воспитательного процесса на цели и задачи Программы воспитания школы. 17 Календарный план воспитательной работына 2021-2022 учебный год (Начальное общее образование) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Содержание, деятельность мероприятия Год науки и технологий. День знаний – классные часы, торжественная линейка День солидарности в борьбе с терроризмом – классные часы Всероссийская акция «Вместе, всей семьей» - «Мама, папа, я талантливая семья» Международный день пожилых людей, день учителя - Акция «К людям с добром!». Праздничные мероприятия, посвященные Дню учителя День народного единства – квест-игра «Единство в нас!» День матери в России - Праздничное мероприятие «Моя мама лучше всех» День неизвестного солдата – возложение цветов к Воинскому памятнику; Международный день инвалидов – урок толерантности – «Все мы разные, но мы вместе» День Конституции Российской Федерации - Всероссийская акция «Мы – граждане России» День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады – классный час Международный день родного языка – мероприятия посвященные Дню Белого месяца День защитника Отечества - Акция «Я верю в тебя, солдат!» Международный женский день – праздничное мероприятие «В этот день особенный» 140 лет со дня рождения К.И. Чуковского – викторина День космонавтики – Гагаринский урок – «Космос и мы» Всемирный день Земли – экологический праздник День Победы – митинг, праздничный концерт, международная акция «Георгиевская ленточка» Международный день семьи – спортивные игры на свежем воздухе День славянской письменности – познавательная программа, видео презентация День защиты детей – спортивные и познавательные мероприятия 18 Сроки 01.09.2021 08.09.2021 17.09.2021 01.10.2021 08.10.2021 05.11.2021 30.11.2021 03.12.2021 14.12.2021 27.01.2022 21.02.2022 24.02.2022 11.03.2022 01.04.2022 12.04.2022 22.04.2022 09.05.2022 18.05.2022 24.05.2022 01.06.2022 Календарный план воспитательной работына 2021-2022 учебный год (Основное общее образование) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Содержание, деятельность мероприятия Год науки и технологий. День знаний – классные часы, торжественная линейка День солидарности в борьбе с терроризмом – классные часы 800-летие со дня рождения Александра Невского – урок путешествие, историческая викторина Всероссийская акция «Вместе, всей семьей» - «Мама, папа, я талантливая семья» Международный день пожилых людей, день учителя - Акция «К людям с добром!», Праздничные мероприятия, посвященные Дню учителя День народного единства – квест-игра «Единство в нас!» 310 лет со дня рождения М.В. Ломоносова – интеллектуальная викторина День словаря, 220 лет со дня рождения В.И. Даля – классные часы День матери в России - Праздничное мероприятие «Моя мама лучше всех» День неизвестного солдата – возложение цветов к Воинскому памятнику; Международный день инвалидов – урок толерантности – «Все мы разные, но мы вместе» День Героев Отечества – уроки памяти День Конституции Российской Федерации - Всероссийская акция «Мы – граждане России» День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады – классный час День российской науки – познавательно-развивающая викторина Международный день родного языка – мероприятия посвященные Дню Белого месяца День защитника Отечества - Акция «Я верю в тебя, солдат!» Международный женский день – праздничное мероприятие «В этот день особенный» День воссоединения Крыма с Россией – тематический урок День космонавтики – Гагаринский урок – «Космос и мы» Всемирный день Земли – экологический праздник День Победы – митинг, праздничный концерт, международная акция «Георгиевская ленточка» Международный день семьи – спортивные игры на свежем воздухе День славянской письменности – познавательная программа, 19 Сроки 01.09.2021 08.09.2021 17.09.2021 01.10.2021 08.10.2021 05.11.2021 19.11.2021 22.11.2021 30.11.2021 03.12.2021 09.12.2021 14.12.2021 27.01.2022 08.02.2022 21.02.2022 24.02.2022 11.03.2022 18.03.2022 12.04.2022 22.04.2022 09.05.2022 18.05.2022 24.05.2022 25 видео презентация День защиты детей мероприятия – спортивные 20 и познавательные 01.06.2022 Календарный план воспитательной работына 2021-2022 учебный год (Среднее общее образование) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Содержание, деятельность мероприятия Год науки и технологий. День знаний – классные часы, торжественная линейка День солидарности в борьбе с терроризмом – классные часы 800-летие со дня рождения Александра Невского – урок путешествие, историческая викторина Всероссийская акция «Вместе, всей семьей» - «Мама, папа, я талантливая семья» Международный день пожилых людей, день учителя - Акция «К людям с добром!», Праздничные мероприятия, посвященные Дню учителя День народного единства – квест-игра «Единство в нас!» 310 лет со дня рождения М.В. Ломоносова – интеллектуальная викторина День словаря, 220 лет со дня рождения В.И. Даля – классные часы День матери в России - Праздничное мероприятие «Моя мама лучше всех» День неизвестного солдата – возложение цветов к Воинскому памятнику; Международный день инвалидов – урок толерантности – «Все мы разные, но мы вместе» День Героев Отечества – уроки памяти День Конституции Российской Федерации - Всероссийская акция «Мы – граждане России» День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады – классный час День российской науки – познавательно-развивающая викторина Международный день родного языка – мероприятия посвященные Дню Белого месяца День защитника Отечества - Акция «Я верю в тебя, солдат!» Международный женский день – праздничное мероприятие «В этот день особенный» День воссоединения Крыма с Россией – тематический урок День космонавтики – Гагаринский урок – «Космос и мы» День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны – уроки памяти Всемирный день Земли – экологический праздник День Победы – митинг, праздничный концерт, международная акция «Георгиевская ленточка» 21 Сроки 01.09.2021 08.09.2021 17.09.2021 01.10.2021 08.10.2021 05.11.2021 19.11.2021 22.11.2021 30.11.2021 03.12.2021 09.12.2021 14.12.2021 27.01.2022 08.02.2022 21.02.2022 24.02.2022 11.03.2022 18.03.2022 12.04.2022 19.04.2022 22.04.2022 09.05.2022 24 25 26 Международный день семьи – спортивные игры на свежем воздухе День славянской письменности – познавательная программа, видео презентация День защиты детей – спортивные и познавательные мероприятия 22 18.05.2022 24.05.2022 01.06.2022