МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Бурятия МО "Закаменский район" МБОУ «Бортойская СОШ» УТВЕРЖЕНО директор ______________Цыренова Б.В. Приказ №24 от "15" 04 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1031280) учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Бадмажапова Бадмасу Жаповна учитель начальных классов улус Бортой 2021 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» Основная цель — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах. Основные формы учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Важнейшими задачами являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Программа направлена на достижение основного результата образования — развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11— 15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Для оценки качества образования кроме личностных и метапредметных образовательных результатов выделены и описаны предметные результаты обучения. Их достижение определяется чётко поставленными учебными задачами по каждой теме, и они являются общеобразовательными требованиями. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Каждому учащемуся необходим личный творческий опыт, но также необходимо сотворчество в команде – совместная коллективная художественная деятельность, которая предусмотрена тематическим планом и может иметь разные формы организации. Учебный материал каждого модуля разделён на тематические блоки, которые могут быть основанием для организации проектной деятельности, которая включает в себя как исследовательскую, так и художественно-творческую деятельность, а также презентацию результата. Однако необходимо различать и сочетать в учебном процессе историко-культурологическую, искусствоведческую исследовательскую работу учащихся и собственно художественную проектную деятельность, продуктом которой является созданное на основе композиционного поиска учебное художественное произведение (индивидуальное или коллективное, на плоскости или в объёме, макете). Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная деятельность, в процессе которой обучающиеся участвуют в оформлении общешкольных событий и праздников, в организации выставок детского художественного творчества, в конкурсах, а также смотрят памятники архитектуры, посещают художественные музеи. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» Целью изучения является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно). Модуль объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей действительности. Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе личного художественного творчества, в практической работе с разнообразными художественными материалами. Задачами модуля «Декоративно-прикладное и народное искусство» являются: освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества; формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художественной культуре во всём многообразии её видов; формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира; приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театре и кино) (вариативно); формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей; овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека; развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения; воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры; развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности. МЕСТО МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Модуль «Декоративно-прикладное и народное искусство» изучается 1 час в неделю, общий объем составляет 34 часа. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы 1. Древние образы в народном искусстве 1 0 0 02.09.2022 Практическая работа; 2. Убранства русской избы 1 0 0 09.09.2022 Практическая работа; 3. Внутренний мир русской избы 1 0 0 16.09.2022 Практическая работа; 4. Конструкция и декор предметов народного быта 1 0 0 23.09.2022 Практическая работа; 5. Русская народная вышивка 1 0 0 30.09.2022 Практическая работа; 6. Народный праздничный костюм 1 0 0 07.10.2022 Практическая работа; 7. Народный праздничный костюм 1 0 0 14.10.2022 Практическая работа; 8. Народные праздничные обряды 1 0 0 21.10.2022 Практическая работа; 9. Древние образы в современных народных игрушках 1 0 0 28.10.2022 Практическая работа; 10. Икусство Гжели 1 0 0 11.11.2022 Практическая работа; 11. Городецкая роспись 1 0 0 18.11.2022 Практическая работа; 12. Хохлома 1 0 0 25.11.2022 Практическая работа; 13. Щепа. Роспись по лубу и 1 дереву. Теснение и резьба по бересте 0 0 02.12.2022 Практическая работа; 14. Жостово. Роспись по металлу 1 0 0 09.12.2022 Практическая работа; 15. Роль народных художественных промыслов в современной жизни 0 0 16.12.2022 Практическая работа; 1 16. Контрольная работа 1 1 0 23.12.2022 Контрольная работа; 17. Зачем людям украшения 1 0 0 13.01.2023 Практическая работа; 18. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества 1 0 0 20.01.2023 Практическая работа; 19. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества 1 0 0 27.01.2023 Практическая работа; 20. Одежда "говорит" о человеке 1 0 0 03.02.2023 Практическая работа; 21. Одежда "говорит" о человеке 1 0 0 10.02.2023 Практическая работа; 22. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы 1 0 0 17.02.2023 Практическая работа; 23. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы 1 0 0 24.02.2023 Практическая работа; 24. Роль декоративного 1 искусства в жизни человека и общества 0 0 03.03.2023 Практическая работа; 25. Роль декоративного 1 искусства в жизни человека и общества 0 0 10.03.2023 Практическая работа; 26. Современное выставочное искусство 1 0 0 17.03.2023 Практическая работа; 27. Ты сам-мастер 1 0 0 24.03.2023 Практическая работа; 28. Ты сам-мастер 1 0 0 07.04.2023 Практическая работа; 29. Ты сам-мастер 1 0 0 14.04.2023 Практическая работа; 30. Ты сам-мастер 1 0 0 31.03.2023 Практическая работа; 31. Промежуточная итоговая аттестация 1 0 0 05.05.2023 Практическая работа; 32. Украсим школу своими руками 1 0 0 12.05.2023 Практическая работа; 33. Украсим школу своими руками 1 0 0 19.05.2023 Практическая работа; 34. Контрольная работа 1 1 0 26.05.2023 Практическая работа; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Изобразительное искусство. 5 класс/Горяева Н. А., Островская О.В.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Изобразительное искусство. 6 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; 1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011. -129с. 2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011. 3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Изобразительное искусство. 2–8 классы. Создание ситуации успеха : коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki Федеральный государственный образовательный стандарт. – Режим доступа : http://www.standart.edu.ru Сетевое объединение методистов «СОМ» (один из проектов Федерации Интернет-образования). – Режим доступа : http://som.fio.ru Портал «Все образование». – Режим доступа : http://catalog.alledu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://fcior.edu.ru http://www.orientmuseum.ru/art/roerich http://www.artsait.ru http://www.rsl.ru/— сайт российской государственной библиотеки. http://www.eart.by.ru— иллюстрированный словарь по искусству. http://www.artcyclopedia.com— иллюстрированная энциклопедия по искусству. http://www.artclassic.edu.ru/ – коллекция образовательных ресурсов по МХК (поиск произведений искусства по времени, стране, стилю). МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD). Познавательная коллекция. Энциклопедия (CD). Азбука искусства. Как научиться понимать картину (CD) ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Компьютер, проектор